В эту асимметричную композицию очень органично включен высокий каменный пилон, завершенный конной статуей баварского герцога XII в. Отто Виттельсбаха.
Статуя высечена из цельного блока камня. Ее автор, берлинский скульптор Георг Врба, сумел создать подлинно монументальное произведение. Своеобразная форма пилона, как бы вырастающего из тела опоры на стыке главного пролета и трехпролетной правобережной аркады, крупный масштаб статуи и ее обобщенная форма, созвучная суровым каменным фасадам, и, наконец, само единство материала — камня, фактурные свойства которого одинаково хорошо прочувствованы и в облицовке моста, и в формах статуи,- все это способствовало тому, что скульптурная группа стала органичным элементом всей композиции. Высоко вознесенная над рекой статуя рыцаря весьма активно звучит в общем силуэте моста, придавая всему сооружению отчетливо выраженный мемориальный характер. Композиция моста Виттельсбаха убедительно доказывает, что синтез искусств в архитектуре мостов может получить свое дальнейшее развитие и в современном мостостроении.
Вторая половина XIX и начало XX вв. оставили немало интересных, хотя, как правило, довольно противоречивых примеров обогащения композиции моста скульптурой и дополнительными архитектурными формами (башнями и т. п.). Тем не менее наиболее прогрессивным и исторически перспективным направлением в архитектурной эволюции мостов этого периода было то, в котором выражалось стремление к реалистическому выявлению архитектурно-художественных возможностей, заложенных в самой конструкции моста. Именно этому направлению суждено было впоследствии превратиться в генеральную линию общего развития архитектуры мостов XX в.
Уже во второй половине XIX в. появилось много стальных мостов, которые были почти лишены декоративных элементов: силуэты мощных обнаженных конструкций явились главным художественным компонентом, основой их архитектурного образа (мост через р. Инн у Кёнигсварта, Фортский мост и т. п.).